Один из самых важных навыков, которому родители должны научить своего ребенка, это правильное отношение к своему телу. Рано или поздно родители должны будут поговорить с ребенком о «хороших» и «плохих» прикосновениях, о том, когда ребенок имеет право и должен сказать «нет» в ответ на неприятные для него прикосновения. Обучив ребенка этому в раннем возрасте, вы поможете ему понять, что тело это часть его личного пространства, граница через которую никто не имеет право переступать без разрешения. И если подобные попытки происходят, ребенок имеет полное право и обязан искать помощи и защиты.
Как я могу научить ребенка различать «плохие» и «хорошие» прикосновения?
- Научите ребенка называть все части тела своими именами. Ребенок не должен мешкать или смущаться в тот момент, когда ему необходимо обратиться за советом или помощью.
- Поговорите с ребенком о «хороших» прикосновениях, обнимание и поцелуи с близкими людьми (членами семьи), одобрительное похлопывание по спине и т.д.
- Расскажите о «плохих» прикосновениях: нанесение ударов, причинение боли, прикосновениях к интимным зонам. Скажите, что трогать собственное тело это нормально, но прикасаться к «личным» частям тела других людей недопустимо.
- Следует понимать, что прикосновения к личным частям тела могут быть «плохими» и «хорошими». «Хорошие» прикосновения направлены на поддержание чистоты, здоровья и безопасности.
- Чистота: Вполне нормально если люди, ухаживающие за ребенком (родители) прикасаются к интимным частям тела во время купания, вытирания полотенцем, смены нижнего белья и т.п.
- Безопасность: В некоторых случаях взрослые могут прикасаться к интимным зонам, с целью обезопасить ребенка. Например, когда ребенок повредил пенис и воспитателю необходимо осмотреть рану.
- Здоровье: Расскажите ребенку, что иногда люди должны прикасаться к «личным» зонам для проведения медицинских процедур. Например: осмотр доктора, измерение температуры ректальным термометром или когда ставят суппозиторий.
Обязательно напоминайте ребенку, что он должен рассказывать вам, о том, что кто-то к нему прикасался, и это было для него неприятно (или больно), даже если это человек, которому он доверяет. Когда вы будете рассказывать ребенку о «плохих» и «хороших» прикосновениях, помните что единственного разговора на эту тему недостаточно. Необходимо повторение. Ребенок растет, его взгляды меняются, в каждом возрасте необходим соответствующий разговор. Если вы будете уделять внимание сексуальному воспитания, то ребенок будет себя спокойно чувствовать в тот момент, когда ему необходимо будет обратиться к вам за информацией.
Вот примерный сценарий разговора:
«Эй, я смотрю, тебе нравятся ощущения, когда я тебя щекочу. Какие еще прикосновения тебе нравятся?» (подождите ответа).
«А какие прикосновения у тебя вызывают неприятные ощущения?» (снова подождите ответа).
«Ты знаешь, что бывают «плохие» и «хорошие» прикосновения. Есть определенные части тела, которые являются личными и интимными» (перечислите их, так как у вас принято их называть в семье)
«Личные части тела не следует никому показывать, поэтому они и являются «личными». Ты можешь сама (сам) трогать их, но прикасаться к ним другим людям нельзя. Хотя конечно в некоторых случаях взрослые могут их трогать. Когда ты натираешь ягодицы, я могу нанести крем, чтобы облегчить боль. Но если кто-то другой прикасается к тебе или если кто-то заставляет тебя держать нечто подобное в секрете – это неправильно. В таких случаях ты обязательно должна прийти ко мне и поговорить об этом. Для меня очень важно, чтобы ты могла спокойно говорить об этом со мной… Есть ли у тебя какие-нибудь вопросы?»
А какие вы фразы применяете во время подобных разговоров?